Итак, речь идет о преподавании государственных языков автономных республик, входящих в Федерацию: татарского, башкирского, удмуртского, кабардинского и прочих. Всего два десятка языков. Не о преподавании на языке, не о школах, где все предметы на удмуртском, нет — только о двух-трех часах в неделю.
По новому закону, эти часы стали факультативными. Что означает это? Русские дети добровольно отписались в первую очередь: зачем учить удмуртский язык? Во вторую очередь отпали нерусские дети: потому что два-три часа удмуртского языка теперь становятся дополнительными часами русского, на котором, кстати, сдавать ЕГЭ.
Это не «естественное вымирание локальных языков»: они умрут не естественно — их вытеснит силой русский язык, поскольку экзамен можно сдать только на русском языке, нет ЕГЭ ни на татарском, ни на удмуртском. Еще говорят: пусть в семье, если надо, говорят на родном языке, и язык продолжит жить даже без школьных уроков. Да, какое-то время продолжит, превратившись в язык улицы, потом потеряет письменность и умрет.
Говорят, уроки национального языка были наказанием для учеников, особенно для русскоговорящих, но это проблема школьная и методическая. Русский язык тоже для многих наказание — и что?
Россия — Федерация, и каждая республика, входящая в нее, имеет право на свой государственный язык, вытеснение этого языка — нарушение федеративного принципа с плохими последствиями. Империализм порождает национализм. Что ж, искусственно поддерживать локальные языки в школах, в ущерб русскому? Нет, двуязычие — реальная практика: большинство людей в мире говорят на двух-трех языках.
Кстати, ничего нет плохого в том, что русские ученики, живущие в Удмуртии или Чувашии, будут два-три часа в неделю учить языки этих народов. Удмурты и чуваши ведь учат русский язык. Может, кому-то покажется странным знак равенства, поставленный тут: мы привыкли думать, что у нас один государственный язык, но прочитаем Конституцию: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
В нашей стране два десятка государственных языков — это основа федерального принципа. Можно ли государственный язык изучать «добровольно»? И не сделать ли нам изучение русского языка факультативным?
Рустам Курбатов,
директор НОУ лицей «Ковчег-XXI»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/09/16/81985-esli-moy-yazyk-umret